Старинные ноты для фортепиано
Европейский (русский) Кэк-Вок (кекуок, рэгтайм), А. Горяинова, опус 39
Москва, собственность издателя А. Зейванг (№ 553), Кузнецкий мост, дом Джамгаровых, выпуск 1901—1905 гг.
Великолепная остроумная рэгтайм-пьеса сочинена в жанре танца старинных афроамериканцев — cakewalk. Это — кекуок, написанный во время рэгтайм-танцевального «бума», случившегося в России в начале 1900-х гг. Количество сочинений российских авторов в этом стиле (а перед нами именно такая пьеса) в этот период, наверное, превысило перепечатку нот из США. В ту эпоху любому просвещённому подданному Российской империи написать новую фортепианную пьесу было значительно легче, чем скопировать или (как сегодня) «скачать».
Названием пьесы — «Европейский Кэк-Вок» — госпожа Горяинова, совершенно очевидно, желала подчеркнуть именно эту особенность — особый характер, отличный от американских музыкальных штампов. Кроме того, в 1900-х Россия была не только естественной частью Европы, но и во многих смыслах её авангардом. Тогда «европейский» вполне естественно означало и «русский» тоже.
Превосходная пьеса наполнена весёлым юмором и озорством. Гротескные музыкальные фразы прерываются импрессионистскими «кляксами» в духе Дебюсси, которые, вероятно, символизируют хохот публики в промежутках между смешными фигурами дурачащихся танцоров кекуока.
Рисунок на обложке изображает вполне приличную московскую публику — дам и господ, вполне прилично танцующих неприличный танец неприличных американских кекуок-дэнсеров. Подбрасывание поочерёдно ног вперёд и вытягивание рук с опущенными кистями — основные движения этого нелепого (с классической точки зрения) танца. Танцевальный американо-европейский «бум» рэгтайма 1900-х пронёсся вихрем над Россией и принёс нам через столетие этот удивительный листок с нотами.