Старинные ноты для фортепиано
Камаринская (Air Russe), Джон Фильд
Москва, издатель К. Мейков (№ 45), комиссионер Императорской певческой капеллы, выпуск 1855—1860 гг.
Московское издание эпохи царствования Александра II содержит одно из лучших виртуозных произведений Фильда на тему русской камаринской (пляски) с вариациями (кстати, ранее, в 1797 году, на эту же тему Бетховен написал изумительные Двенадцать вариаций на русский танец). Один из первых нотных выпусков К. Мейкова (№ 45) изготовлен старинным способом ручной гравировки на металле в типографии Кондратьева.
Джон Фильд (John Field) — пианист-виртуоз и композитор ирландского происхождения; добился определённого успеха в Лондоне, но большую часть жизни прожил в России (с 1803 по 1837). Фильд — один из первых пианистов-романтиков — считается основоположником жанра фортепианного ноктюрна, которые принесли ему мировую известность. Стиль его произведений — поэтичный певучий романтизм; лёгкая «бархатно-жемчужная» манера игры чужда «грубому молотобойству» («буре и натиску») Бетховена или Листа.
В возрасте 19 лет (после успешных гастролей в Санкт-Петербурге) Фильд принимает решение переехать в Россию. Отчасти это было вызвано желанием избавиться от власти своего лондонского патрона — Муцио Клементи, который нещадно эксплуатировал молодой талант. В столице Российской империи Фильд имел неизменно большой успех и написал здесь большинство своих сочинений, из которых блистательные «жемчужины» — восемнадцать ноктюрнов. В какой-то момент знаменитый виртуоз решил переехать в (провинциальную тогда) Москву — это произвело некоторый «фурор» в светском обществе и было вызвано характером самого пианиста. Он любил тишину и спокойствие, зиму, мороз, домашний отдых у камина. С другой стороны, Фильд ненавидел нелепый дресс-код, чопорность и холодность высшего света. Патриархальная и хлебосольная Москва, где можно было запросто в персидском халате и остроносых тапочках начинать день с бокала шампанского и блинов со стерлядью, а заканчивать — рюмкой водки и чёрной икрой, как нельзя лучше подходила ему по духу. Ирландец с русской душой часто на крыльце своего дома просто раздавал деньги и еду московским беднякам, которые (зная этот обычай) специально приходили «на огонёк» к пианисту.
Джон («Иван Романович») Фильд оказал определённое влияние на развитие русской музыки, охватив своим творчеством всю пушкинскую эпоху; однако, масштаб этого влияния исторически оценивался разными специалистами по-разному. «Западники» считали его (влияние Фильда) большим и определяющим, а «русофилы» — маленьким и незначительным. Самому же композитору, очевидно, это было безразлично и тогда, и (тем более) сейчас. Определённо можно сказать только одно: Фильд — русский композитор, по случайному божественному провидению родившийся в Ирландии, да и всё тут. Примечателен тот факт, что Фильд умер всего за две недели до дуэли и смерти Пушкина (1837); его последними словами были: «...я — пианист...» — на вопрос священника о вероисповедании.
Поразительная «Камаринская» сложна скачками рук «а-ля Скарлатти» на большом расстоянии. Эти «перелёты» (если следовать стилю Фильда), должны быть сыграны очень легко и «невесомо» при движениях рук подобно «порханию бабочки». Верхние «фа» таких скачков, однако, имеют лишь виртуозно-орнаментальный смысл. Для упрощения игры можно (подобно русским барышням XIX века) пригласить ассистента (из числа поклонников) для звукоизвлечения сложных нот, либо все такие места играть аналогично тактам 22—27, однако, при этом (во втором случае) музыка потеряет свой блестяще-фантастический характер; сам автор за такое заставил бы выпить «штрафную».
Исполняет Miceal O'Rouke