Старинные ноты
Избранные пьесы для фортепиано [Альбом любимых сочинений, составленный автором], П. Чайковский, новое издание
Москва, собственность издателя П. Юргенсон, выпуск 1884 или 1885 гг.
Интересное и единственное в своём роде издание Юргенсона, в котором собраны пьесы Чайковского из разных опусов (до 1879 года). В нём нет написанных позднее и так же «любимых» произведений из сочинений № 51 (Шесть пьес, 1881) и № 72 (Восемнадцать пьес, 1893).
В дневниках Петра Ильича (во время пребывания у родственников в имении Давыдовых в Киевской губернии) читаем:
«29 мая [1884 года]. Совершил утром большую прогулку на Пляковские бураки. Лёва с дрянью (Господи, прости) уехал в Чигирин. Приехал учитель. Я занимался сначала переложением варьяций, потом выбором моих ф[орте]п[ианных] пьес для издания Ausgewählte Werke [Избранные произведения], предпринимаемого Петр[ом] Ив[анови]чем [Юргенсоном]. Приехал учитель для мальчиков. Обед с Сабанеевым, с пельменями и с учителем, коего мне пришлось занимать. Поездка в ландо в Пруссы: Саша, Ната, Тася, Сестрица и я. Очень приятно было бы, если бы не ощущение, начавшее было проходить, но явившееся с новой силой. Дома за ужином странная выходка хозяйки дома, открыто восстанавливающей своих детей против ближайших и, во всяком случае, почтенных родных. Ах, зачем, зачем это всё?.. Был в большом доме. Присутствовал при игре в мельники и беседовал с Лиз[аветой] и Вер[ой] Вас[ильевнами]».
Возможно, сборник впервые был выпущен в 1884 году и произведения для него были отобраны самим Чайковским. По какой-то причине композитор не включил в альбом пьесы из опуса 51 (1881).
Интересно (и странно) также, что содержание (Index), состоящее из оригинальных французских названий, изложено по (французскому же) алфавиту, однако, при этом расположение пьес внутри — совершенно другое. Очевидно, Чайковский задумал этот альбом как отдельное произведение (или программу концерта), части которого должны быть исполнены все вместе в определённом порядке авторского музыкального замысла. Оглавление же (вероятно) составил редактор издательства, который просто позаботился о соблюдении бюрократических правил и расположил список по алфавиту. Таким образом, мы имеем две версии концертного исполнения данного Альбома — «по Чайковскому» (в порядке расположения пьес) и «по Юргенсону» (в порядке оглавления). Впрочем, мы все так любим Петра Ильича, что с удовольствием послушаем оба варианта в одном концерте!
Однако же, эта красиво изложенная версия может быть несостоятельна. Вероятно, что под названием «Ausgewählte Werke» («Избранные произведения») имелось в виду задуманное Петром Юргенсоном «Полное собрание сочинений для фортепиано» композитора. Чайковский же, считая некоторые свои произведения неудачными, полагал, что нужно издавать лишь избранное; впоследствии издатель уговорил композитора выпустить всё. В этом контексте данный Альбом представляет собой, возможно, незаконченный вариант (начало) планировавшегося собрания избранных сочинений «Ausgewählte Werke», которое так и не было завершено. В этом случае получает объяснение тот факт, что в Альбоме нет пьес из опуса 51 (1881), так как Чайковский прервал свою работу.