Старинные ноты для фортепиано
Две поэмы опус 32, Александр Николаевич Скрябин
Лейпциг, издатель М. П. Беляев (№№ 2501 и 2502), выпуск 1904 года.
Скрябин написал «Две поэмы» летом 1903 года в Москве, и, возможно, исправлял осенью в Санкт-Петербурге. Несколько сочинений этого периода (опусы 31—36) были написаны по заказу российского мецената-лесопромышленника Митрофана Беляева — основателя и владельца крупнейшего нотного издательства, выпускавшего исключительно сочинения русских композиторов. На полученные средства Скрябин планировал совершить путешествие в Европу.
Данное издание — первое, выпущенное в Лейпциге весной 1904 года. В нотах есть неточности; некоторые из них — явные ошибки; другие же носят спорный характер, так как автограф Скрябина не сохранился.
Существует запись исполнения первой поэмы самим автором, сделанная в 1910 году в Москве на аппарате Вельте-Миньон (автоматическое записывающее фортепиано). Игра Скрябина отличается от текста; однако, это не повод для подражания. Нотные расшифровки этой записи имеют, скорее, историческую, а не исполнительскую ценность.
Inaferando — несуществующее как-бы-итальянское слово, придуманное Скрябиным, — появляется в двух местах поэмы фа-диез мажор — там, где музыка пытается проникнуть в какое-то потустороннее Зазеркалье.
Если убрать буквы а и d в Inaferando, то получится Inferno, что означает «Ад» — слово, состоящее из тех же букв. Звуки, кажется, трепещут в каком-то фантастическом мире «над пропастью ада», но затем всё же возвращаются обратно.
В другом спорном месте, возможно, бемоль к a должен быть расположен у первого созвучия, а не у второго (2-й такт, поэма № 2)