Старинные ноты для фортепиано
Марш русских добровольцев, сочинение Флориана Германа
Санкт-Петербург, издание редакции журнала «Живописное обозрение», собственность издателя Д. Карч-Карчевского, в музыкальных магазинах В. Бесселя и Ко., М. Бернарда и в конторе редакции, третья премия журнала «Живописное обозрение» за 1876 год.
Эффектный и торжественный марш посвящен русским героям-добровольцам, участвовавшим в 1876 году в войнах балканских славянских народов за освобождение от власти Османской империи.
Это было время начала борьбы восставших народов Сербии, Черногории и Герцеговины с турецким владычеством. Впоследствии эти события переросли в русско-турецкую войну 1877—1878 гг., закончившуюся поражением Турции.
Великолепная гравюра изображает решительный штурм турецкой крепости. Поражает стойкий боевой дух, с которым русский офицер ведёт в атаку солдат-ополченцев, несмотря на летящие турецкие пушечные ядра. Позади (справа), еще в нерешительности, следуют, вероятно, сами восставшие, не ожидавшие такого воодушевлённого наступления русских на противника.
Удивительны две фантастические фигуры, летящие в небе — вероятно, это аллегорическое изображение Божественного провидения, покровительствующего атакующим: богиня Победы (Ника) с мечом и щитом и ангел с символами триумфа — лавровым венком и пальмовой ветвью.
Интересно, что отъезжающих на Балканы добровольцев описывает Лев Николаевич Толстой в последних главах романа «Анна Каренина». По этому эпизоду можно предположить, что действие знаменитого романа заканчивается именно в 1876 году.
Флориан Герман (Florian Hermann) — русский композитор — известен многочисленными салонными пьесами на народные и патриотические темы. Самое известное его произведение — так называемый вальс Очи чёрные (Hommage-valse), на тему которого впоследствии был сочинён знаменитый трепетный романс. Другая грустная и трогательная пьеса Германа — Русские грёзы (Rêverie Russe) — была своеобразным ностальгическим утешением и символом утраченной Родины для русских эмигрантов после 1917 года.
В «Марше русских добровольцев» автор изображает противоборство двух музыкальных тем, очевидно, соответствующих противникам — России и Османской империи. Правдивой и решительной теме русского марша противопоставляется «неуверенный в своих силах» турецкий мотив. Османская тема вызывает некоторые интересные ассоциации: здесь угадывается аллюзия на так называемый «Турецкий марш» Бетховена («Афинские развалины»).
Пьеса Германа, написанная за два года до окончания войны, содержит своеобразное музыкальное предсказание: противоборство звуков заканчивается торжественной «победой» русского марша над турецким.